Сахалинские кукольники поставили счастливую историю от Чехова

27 апреля 2015 г.

В Сахалинском театре кукол очередную премьеру приурочили ко дню рождения своего художественного руководителя Антонины Добролюбовой. Правда, подарок зрителям сделала именинница — как постановщик премьерного спектакля «Счастливая история» во славу Чехова.

Как в нашей жизни все перемешано, так и под крышей «Счастливой истории» собраны на живую нитку герои многих «Пестрых рассказов» молодого и веселого Антоши Чехонте, драматурга А.П. Чехова, цитаты из переписки с друзьями, что требует, конечно, начитанного зрителя. А начинается эта история в театральном фойе, с погружения в чеховскую жизнь, обозначенную графикой родственных писателю душ — художников Сергея Михайловича и Сергея Сергеевича Чеховых, и подлинными экспонатами из литературно‐художественного музея книги «Остров Сахалин».

Самая же главная «улика» — видеопроекция семейной фотографии Чеховых 1874 года на черно‐прозрачном занавесе — рождает противоречивые мысли: да полноте, это ли про счастье. Кажется, родись Чехов в семье благополучной, скрепленной любовью и нежностью, вне бедности, отцовской деспотии и затхлости русской провинции, едва ли бы его так остро мучило неумение нашего человека прожить жизнь с пользой и смыслом для себя и для других, радоваться, что имеешь. Эта мысль — лейтмотив новой постановки А. Добролюбовой, которая сложилась из лоскутков маленьких житейских историй разных полюсов — от трагедии до фарса.

Хотя более в чести «смешанная техника»: та же сквалыжница г‐жа Мерчуткина («Юбилей»), над которой принято от души смеяться, в интерпретации Маргариты Петровой предстает смертельно замученной бытовухой старушкой, вполне достойной сочувствия. А, напротив, теплая, как летний отдых на воде, шутка «Злой мальчик» вызывает мрачные дидактические мысли — такой маленький и такой подлец, дальше‐то что будет? Парад чеховских героев начинает Фирс, ветхий обломок «Вишневого сада» в клетчатом пледе, в исполнении Ольги Сергиенко (то‐то сюрприз был в финале при виде молодой красотки актрисы), а на коду актеры выходят с непотопляемым оптимизмом — «жизнь прекрасна». И такая «зебра» повсеместно, на протяжении часа, который пролетает незаметно.

Хабаровская художница Ольга Ивченко создала собирательный образ чеховской России по росту кукол — с маленькими домиками и храмами кругом пологого помоста, который по мере надобности развертывается то застольем, то снежным полем. На фоне актеров в черном, в картузах и сапогах, в длинных платьях мещан куклы являются яркими пятнами — нарядные, курносенькие, с наивными глазищами, художница как будто вынула из сундуков нашего детства. А от кукол рукой подать до детей, которым посвящены самые трогательные эпизоды спектакля. Потому что в этом возрасте мы искренне убеждены, что счастье — единственное нормальное состояние человека, который ничего плохого никому не сделал, а значит, его достоин. Слезное письмо на деревню дедушке Ваньки Жукова вплетено в общую канву как выразительный мини‐моноспектакль Евгении Тодика. Актриса нежно баюкает куклу с соломенной головкой‐луковкой, словно пытаясь уберечь от мрака сиротской доли, где одна радость — новогоднее воспоминание, в котором господа смеются, танцуют, лепят снеговика и музыка играет так светло…

Истории Ваньки Жукова и няньки Варьки («Спать хочется»), затурканного барином гувернера‐француза («На чужбине»), перезрелой девицы на выданье («Брак через 10–15 лет»), молодого балбеса, попавшего под лошадь («Радость»), и многие иные сцеплены выстраданными максимами из чеховских записных книжек: «За дверью счастливогочеловека должен стоять кто‐нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что за непродолжительным счастьем непременно наступит несчастье». И пусть прекрасная белая дама с кружевным зонтиком дефилирует то и дело по улицам сахалинской чеховианы, спектакль закольцовывает забытая старая человек‐вещь — Фирс. Не спрашивай, по ком звонит колокольчик на театральной сцене — он звонит по тебе: не заплывать жиром благополучия, помогать тем, кому сейчас хуже и больнее. «Чехов написал про нас и для нас, мы только поменяли костюмы. И мы верим, что через сто лет будут жить другие, новые люди, и они будут счастливее нас», — убеждена Антонина Добролюбова.

И так, наверно, каждые сто лет: наша вера гарантирует актуальность избранной к исследованию темы. Малоудивительно, что на паях с Чеховым театр сочинил не опус про кризис российской интеллигенции или что‐то подобное неизлечимое, а именно «Счастливую историю». Что бы ни делали кукольники, они всегда думают о счастье. Потому что театр дает им силы верить, чувствовать, страдать и, соответственно, ощущать себя счастливыми, будучи согласны с Бернардом Шоу: «Падут Бастилии, но театр вечен».

Автор Марина Ильина; Фото Ольги Слесаревой

Материалы взяты с www.sakhalin.info

Проект реализуется министерством культуры Сахалинской области.

Создание сайта является частью комплексного проекта по подготовке комментированного издания книги А.П. Чехова «Остров Сахалин» к 150-летию со дня рождения писателя.

Генеральным спонсором проекта
является компания
«Сахалин Энерджи».

© 2010—2017 Министерство культуры Сахалинской области
© 2010—2017 Веб-студия «Ринамика»